История случайна, миф – вечен.
Он существует вне времени.
Альбион не зря называют туманным. О его добританской истории известно крайне мало. Тем не менее, в рамках данной главы нам предстоит ответить на вопрос о том, когда первые маги появились на этой территории, какую именно культуру они принесли с собой, как была организована их бытовая и общественная жизнь и в чем состоят главные исторические завоевания этого времени.
Он существует вне времени.
Альбион не зря называют туманным. О его добританской истории известно крайне мало. Тем не менее, в рамках данной главы нам предстоит ответить на вопрос о том, когда первые маги появились на этой территории, какую именно культуру они принесли с собой, как была организована их бытовая и общественная жизнь и в чем состоят главные исторические завоевания этого времени.
§ 1. Найти свою землю
Современному магу, хорошо знакомому с «Хартией по об-ращению с немагической частью общества» и директивами к ней, уже не так легко представить себе, что было время, когда миры магов и маглов не просто соприкасались, а были неразделимы.
Антропологи утверждают, что первые представители рода Homo (человек), как обладающие магическими способностями (маги), так и лишенные магических знаний (маглы или простецы) появи-лись на территории нынешней Британии около 500 тыс. лет назад, когда Британские острова не были еще отделены морем от континентальной Европы.
Первобытный человек пересек Альпы и поселился на востоке ост-рова недалеко от места, где расположен сейчас город Лоуэстофт. Племена доисторических британцев вели кочующий образ жизни на берегах в то время самой большой на территории Альбиона реки, берущей свое начало там, где сейчас стоит город Стэнфорд-на-Эйвоне, и впадающей в Северное море. Все следы этой реки, к сожалению, исчезли в ледниковый период.
Рисунок 1.
Зденек Буриан. Портрет древнего человека. 1952
Время, когда Магическая Британия была заселена доисторическими племенами, принято называть первобытной эпохой. Это самая длительная эпоха в истории человечества. На Британских островах ее отсчет начинается со времени появления здесь человека и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры, когда возникли первые классовые общества и государства. Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период среднего каменного века, или мезолита, (12 - 10 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с десятого до третьего тысячелетия до новой эры.
Поэтому первобытную эпоху для человека, поселившегося на тер-ритории Магической Британии, также можно назвать временем обретения своей земли. Осознав определенную территорию как свою, человек на самом деле впервые осознал себя человеком.
§ 2. Добыть огонь
О материальной культуре первобытной эпохи можно судить пре-жде всего по результатам археологических раскопок. Известно, что основу жизнедеятельности первых людей составляли охота на крупных животных (северный олень, мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, лошадь, бизон и др.), и собирательство. Вспомогательными видами хозяйствования были рыбная ловля и бортничество (сбор меда с диких пчел), однако решающую роль в развитии человеческого стада этого пе-риода сыграло применение огня.
Древнейшие следы применения огня относятся к ампериоду око-ло 450 тыс. лет до н.э. Вначале люди использовали природный огонь, возникавший от молнии или самовозгорания органических остатков, а позже научились добывать его сами.
Рисунок 2.
Молния - один из первых способов добычи огня
Первыми этого достигли маги. Даже без наличия волшебной па-лочки первобытные маги умели направлять силу своей мысли сначала на более долгое поддержание огня, а после и на его добычу. Разумеется, они не пользовались конкретными заклинаниями. Первоначально их владение магией было почти стихийным, подобно тому, что мы можем наблюдать сегодня у новорожденных и совсем маленьких детей. После, они научились контролировать свои способности волевым усилием.
Простецы, не обладавшие магической силой, вынуждены были искать подручные средства, что бы восполнить недостаток мен-тальных способностей. Именно они изобрели такие древние спо-собы добывания огня, как трение двух кусков дерева друг о друга и высекание искр из кремня.
Важно отметить, что именно разные подходы к добыче огня зало-жили основу разделения человеческого общества на магов и маг-лов. В то время как маги пошли по пути развития ментальных спо-собностей, маглы развивали технические навыки. Конечно, в то время разделение сообщества людей на магов и простецов еще было почти не заметным, в чем немаловажную роль опять же сыграл огонь, укрепивший социальные связи внутри первобытного человеческого стада. Поддержание огня требовало от людей непрерывающихся согласованных действий, вокруг костра проходила вся жизнедеятельность первобытного коллектива, огонь защищал их от холода и хищных зверей, использовался для освещения и приготовления пищи. Именно этот период ознаменовался переходом от первобытного человеческого стада к общинно-родовой организации.
§ 3. Использовать орудия
Помимо добычи огня, одним из главных явлений первобытной эпохи, довершивших сложение человеческого общества, стало также использование орудий труда.
Древнейший человек использовал в качестве оружия деревянные палки, дубины, копья, камни, крупные кости животных. В ходе охоты использовались специальные ловушки, ямы с кольями и т.д.
Рисунок 3.
Первобытные орудия труда
Простецы концентрировали свое внимание на улучшении механических способов обработки орудий, в то время как маги пытались добиться повышения производительности усилением своих магических способностей. Вскоре маги заметили, что использование определенных предметов (посохов, жезлов, тоненьких веточек) в качестве своеобразного проводника силы существенно в этом помогает. Так появились первые прообразы современных волшебных палочек. Разумеется, магическая наука должна была пройти долгий путь до того момента как в 382 году до н.э. семья Олливадер наладит производство волшебных палочек в их современном виде.
Среди наиболее значительных достижений эпохи мезолита можно назвать изобретение лука, гончарства, приручение собаки, около 10 000 лет до н.э.
Несмотря на то, что первоначально совершенствование орудий происходило очень медленно, были созданы все предпосылки для того, что бы в период нового каменного века, или неолита, который продолжался с десятого по третье тысячелетия до новой эры, произошел значительный скачок. Это явление носит название неолитическая революция и означает, прежде всего, переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).
С переходом населения к скотоводческо-земледельческому хо-зяйству связано возникновение древнейших укрепленных поселений (городищ). Укрепления сооружались для защиты имущества и скота от вражеских набегов. Городища обычно представляли собой треугольную, прямоугольную или круглую площадку, часто защищенную естественными укреплениями (реками, оврагами) с обязательными рвами и земляными валами, позднее стенами.
Человеком был приручен домашний скот, изобретен плуг, ткачество. Около 5 000 лет до н.э. широко распространился обжиг глиняных изделий (терракота) с целью придания им твердости, прочности, водоустойчивости и огнестойкости. Освоение производства керамики стало важнейшим достижением первобытного человека в борьбе за существование. Варка пищи в глиняной посуде позволила существенно расширить ассортимент съедобных продуктов, что позволяло магам и маглам обрести больше сил для выживания в древнем мире, полном не только необузданных и непонятных сил природы, но и диких животных и других враждебных племен.
§ 4. Выжить в опасном соседстве
Умение выжить в опасном соседстве означало не только умение адаптироваться к силам природы или подчинять их себе, но и способность сражаться или сотрудничать, непрестанно получая новые знания в любых, даже самых тяжелых условиях.
Так, около 3000 лет до н.э. произошли события, вошедшие в исто-рию магической Британии как «индоевропейская экспансия». Массы завоевателей, говоривших на родственных языках, по не-известным причинам покинули северные районы Евразии и дви-нулись на юго-запад и юго-восток. Воспоминание об их арктиче-ской прародине сохранилось в мифах о северном происхождении ирландских племен богини Дану, а также в истории легендарной Гипербореи. Этими племенами были кельты и двигались они по-следовательными волнами. В 2000 г. до н.э. первые кельты обос-новались в Галлии, на Британских островах, в Южной Германии и Богемии. Тем не менее, экспансия кельтов не была военной и отнюдь не означала распада существовавшей здесь ранее культуры, а только конец каменного века и начало века меди и бронзы, что соответствует первой половине второго тысячелетия до н.э.
Экспансия кельтов научила первобытного человека сотрудничест-ву, в результате чего возникла Кельтская империя. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что она была не политической, а языко-вой, религиозной и художественной общностью.
Помимо пришлых племен опасность также могла таиться в обще-ствах, обитавших с человеком на одной территории многие тыся-челетия. Она научила человека сражаться за свою землю.
Магическая наука не имеет тому достоверных доказательств, од-нако косвенные свидетельства указывают на то, что еще за 100-35 тыс. веков до прихода в Британию первых людей, эту территорию занимало множество общин различных немагических рас: гобли-ны, кентавры, лесные эльфы, водные жители и проч. Однако они не были очень многочисленными и сильными из-за опасного со-седства с очень мощной и обширной общиной гигантов.
Тем немногим из того, о чем мы знаем сегодня об их жизни, со-временная магическая наука обязана кропотливому труду множе-ства магов, чьи имена так немилосердно стерло время… Из их разрозненных свидетельств, а также вполне научных и, возможно, заслуживающих большего доверия, наблюдений за современными общинами великанов на севере Соединенного Королевства, мы можем составить самое общее представление о бытии и нравах гигантов Альбиона, разумеется, со значительной поправкой на их еще большую силу и дикость, нежели у современных нам.
Среднестатистический представитель великанского рода достигает около 20 футов ростом и весит 2-3 тонны. В быту великаны не прихотливы. За несколько тысячелетий существования их быт практически не изменился. Все, что им нужно, по прежнему лишь: огонь, вода и как можно большее количество мяса… Всякий великан обладает неуравновешенным и воинственным нравом. К тому же, они никогда не отличались особой изощренностью ума, поэтому каждый волшебник, лелеющий надежду найти взаимопонимание с гигантом, должен помнить о том, что если перегрузить его информацией, он просто убьет вас, чтобы все стало проще.
Общественная система гигантов также не претерпела изменений за все время их существования. Пожалуй, гиганты – самое консервативное сообщество живых существ на планете. Все гиганты объединяются в общины по 40-70 особей, во главе которых находится вождь – гург. Обыкновенно это самый большой, сильный и самый ленивый гигант. Задача остальных членов общины – поиск еды для гурга. Плата за неповиновение – смерть. Это все, что составляет жизнь среднестатистического гиганта.
Итак, мы видим, что то, что остров являлся вотчиной гигантов, ни-как не располагало к сохранению культурных и исторических сви-детельств о его прошлом. Великаны известны своим пренебреже-нием к наукам и искусствам, несмотря на то, что питают страсть к различного рода диковинным творениям. Это использовали в своих целях гоблины. Поднося великанам дары, в создании которых, как известно, являются непревзойденными мастерами, хитрые гоблины умело направляли силу гигантов на защиту своих остальных сокровищ. Ради исторической справедливости следует признать, что страх их не был безосновательным. Первобытные маги неоднократно пытались выкрасть артефакты гоблинской работы, заполучить силой или хитростью, поскольку в то время магическая практика находилась на несравненно более низком уровне, чем сегодня, и не позволяла жить безбедно в тех сложных исторических и природных условиях. Из-за этого между гоблинами и магами неоднократно вспыхивали кровавые стычки, в которых верх чаще всего одерживали первые.
Несмотря на то, что физически (по отношению к гигантам) и технологически (по отношению к гоблинам) люди были значительно слабее, у них было то, чего недоставало этим магическим расам: умение смотреть на звезды.
§ 5. Смотреть на звезды
Если в самом начале первобытной эпохи человеку нужно было преодолеть и приручить природную стихию (добыть огонь, нау-читься спасаться от ветра, орошать почву и выращивать на ней культуры), то со временем (то есть в 60-10 тыс. до н. э.) ему пред-стояло сделать что-то еще более великое – открыть в себе умение смотреть на звезды.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятель-ности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Можно сказать, что в духовной культуре первобытного мира искусство играло такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
Современный антрополог Барнабеус Уизерби, ссылаясь на иссле-дования немецкого историка и искусствоведа Герберта Куна, де-лает вывод о том, что возникновение искусства стало завоеванием магов. «…В силу того, что маги изначально ориентировались на развитие ментальных способностей больше чем на технологические открытия, - пишет он, - они мыслили категорией красоты в большей степени, нежели категорией целесообразности, и первыми задумались об устройстве Вселенной».
На это же указывает и тот факт, что, как пишет Герберт Кун, «…многие из первобытных рисунков использовались в качестве мишеней. В пещере Монтеспан имеется вырезанное на камне изображение лошади, загоняемой в западню. Оно испещрено следами метательных предметов. А в глиняном изваянии мед-ведя в той же самой пещере имеется сорок два отверстия».
Рисунок 4.
Росписи на горном плато Тассили-Аджер. Алжир
Первобытные картины напоминают охотничью магию, подобную той, что практикуется и поныне охотничьими племенами в Африке. Нарисованное животное выполняет роль «двойника». Этот вид симпатической магии исходит из реальности двойника, изображенного на картине: что происходит на картине, произойдет и в реальности, и хорошо известен каждому современному магу.
Другие наскальные рисунки использовались волшебниками для магических обрядов, связанных с плодородием. На них животные изображаются в момент совокупления. Таким образом, реалисти-ческое изображение животных, обогащенное магическим обря-дом, приобрело символическое значение, став символом жизненной силы животного.
В ряде пещер современный посетитель должен пройти через множество низких, мрачных и унылых переходов, прежде чем достигнет точки, в которой ему внезапно откроются разрисован-ные «залы». Такой трудный доступ, вероятно, выражает желание первобытных магов скрыть от чужих глаз все, что находилось и происходило в пещерах. Помимо этого, вид рисунков на стене, неожиданно открывающийся после трудного и устрашающего продвижения, производил, очевидно, ошеломляющее впечатле-ние.
В период нового каменного века, или неолита, пещерная живо-пись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре - гли-няным статуэткам, изображавшим животных и фигуры беремен-ных женщин. В это же время маги начинают строить специальные обрядовые сооружения: менгиры и кромлехи.
Рисунок 5.
Менгир. Северная Ирландия
Из этих сооружений наиболее известен Стоунхендж («висячие камни»), ныне расположенный в графстве Уилтшир неподалеку от г. Солсбери. Его называют восьмым чудом света и крупнейшей загадкой древнего мира.
Рисунок 6. Стоунхендж. Графство Уилтшир
Более подробное исследование искусства первобытной эпохи ждет вас в курсах истории магического искусства и эстетики, нас же в данном случае интересует, прежде всего, то, каким образом возникновение искусства повлияло на ход истории.
Так или иначе, возникновение искусства отразило первые пред-ставления человека об окружающем мире, благодаря ему сохра-нялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом, что позволило магам обрести особый духов-ный авторитет внутри племени. Все чаще маг (вождь или шаман) становился во главе каждого племени. Волшебники были теми, кто не только организовывал быт маглов и принимал за них все жизненно важные решения (а осознанный выбор – это всегда прерогатива подлинного мага), но и являлся хранителем культуры, собирателем опыта всех предшествующих поколений маглов и магов. Поэтому, логично предположить, что представители рода Homo vulgaris, более известные как маглы или простецы, все имевшееся у них знание о законах Вселенной считали магическим. Исследования этнографов и антропологов-магловедов подтверждают это предположение.
Тем не менее, несмотря на то, что в то время маги были свободны от гонений простецов и примкнувших к ним, и им не приходилось скрывать свою сущность, их численность была слишком мала, что бы они могли соперничать за владение территорией острова с племенем гигантов. Во всяком случае, очевидно, что ни один из племенных вождей-магов не смог бы сделать этого обособленно от других. Среди магов Альбиона, однако, не нашлось достаточно сильного лидера, который мог бы объединить в себе всеобщие устремления и повести за собой всех остальных. С какого-то момента вожди и шаманы предпочитали довольствоваться абсолютной властью в собственном племени, не претендуя на большее, но и не рискуя потерять то, что уже имели. Каждый предпочитал находиться в состоянии войны с гигантами, нежели под владычеством одного из своих соплеменников… Так могло бы продолжаться неизмеримо долгое время, пока в начале нового тысячелетия не появился человек, оказавшийся способным сдвинуть дело с мерт-вой точки. Этим человеком был маг Брут.
§ 6. Довериться
Если кельты научили древнейшие племена Британии сотрудниче-ству в области культуры, то Брут - прежде всего в политической сфере. Он появился на островах около 800 г. до н.э. Гальфрид Монмуртский в «Истории Британских королей» говорит о нем как о носителе более древней и более развитой в сравнении с существующей тогда в северной Европе магической культуры юга, стремясь представить историю Британии в контексте истории Римской Империи, к которой принадлежал сам.
Правнук легендарного героя Энея, Брут покинул Италию и вместе с потомками троянцев, которых освободил от рабства, долго ски-тался по морям. В одном из таких странствий Брут остановился на острове Леогеция, который в давние времена был разорен мор-скими разбойниками, и с той поры никто не селился на нем. Ис-следовав остров, Брут и его спутники обнаружили безлюдный го-род, в котором находился полузаброшенный храм Дианы. Взяв с собой прорицателя Гериона, Брут провел ночь в храме, надеясь найти ответ на вопрос о том, куда двигаться и в каких землях стоит обосноваться ему и его спутникам. Вот что говорит об этом один из самых уважаемых средневековых хронистов в Британии Гальфрид Монмуртский:
Так обращался речиво Брут достославный
К сердцу богини, что бы грядущего тайну познать:
Дебрей богиня лесных, вепрей дубравных погибель,
Коей открыты пути в темных просторах небес,
В безднах подземных миров! Открой нам судьбы изволение:
В землях каких обитать ныне ты нам повелишь?
Место такое назначь, где вечно чтить тебя буду,
Дев хороводы ходить будут вкруг храмов твоих.
Наконец, Бруту привиделось будто богиня стоит перед ним и ве-щает:
Там, где солнца закат, о Брут, за царствами галлов,
Средь Океана лежит остров, водой окружен.
Остров тот средь зыбей гигантами был обитаем,
Пуст он ныне и ждет, чтоб заселили его
Люди твои; поспеши - и незыблемой станет твердыней,
Трою вторую в нем дети твои обретут.
Здесь от потомков твоих народятся цари, и подвластен
Будет этим царям круг весь земной и морской.
Руководствуясь данным ему пророчеством, Брут направил свои корабли за Геркулесовы Столпы. Вскоре они достигли острова Альбион. Однако пророчество оказалось не совсем точно. Остров все еще был обитаем великанами. На самом деле, как сообщает все тот же Гальфрид Монмуртский, «на острове, который назы-вался тогда Альбионом, не жил никто, кроме немногих гиган-тов. Тем не менее, его чарующие глаз человеческий дивные зем-ли, обилие рек, рыбой богатых, внушили Бруту желание стра-стное поселиться на нем».
«Немногих гигантов» насчитывалось около 2000. О не менее крупной общине гоблинов и небольших, но многочисленных общинах людей, знаменитый хронист отчего-то умалчивает.
Как бы там ни было, здесь, на острове, грамотно и быстро оценив обстановку, Брут и его спутники организовали развернутую ком-панию сопротивления. Начавшаяся война длилась на протяжении 9 лет и закончилась победой людей. Крупнейшей битвой в Войне Брута была битва при Гластонберри 800г. до н.э., состоявшаяся на вершине горы Тор. Гластонберри - небольшое местечко, которое располагалось в границах нынешнего графства Сомерсет (юго-западная Англия). В наши дни оно особенно славно событиями, которые совершатся здесь несколькими веками позже, связанными с именем легендарного волшебника Мерлина. Однако в V-VI веках сомерсетские болота уже были скрыты водой, так что вершина горы Тор возвышалась над ними как остров. Поэтому гору Тор отождествляют с о. Авалон, на котором принял смерть король Артур. Пока же эта прославленная в истории гора стала ареной войны между великанами и магами.
В битве при Гластонберри особо отличился маг Кориней, побе-дивший в неравном единоборстве гурга общины гигантов, великана Гоемагога. Вот что сообщает об этом Эрик Непонятый в своей книге «1000 величайших битв древней Брутании», цитируя бессмертное творение Г. Монмуртского:
«…Гоемагог был наделен такой силой, что в одно мгновение вы-рывал из земли мощный дуб со всеми корнями, точно он был всего лишь ореховый куст. Однажды, когда Брут устроил в гавани, где впервые высадился на землю Британии, празднество, гиганты напали на лагерь и истребили в беспощадной схватке множество бриттов. Но бритты, сбежавшись, наконец, отовсюду, взяли верх над гигантами и перебили их всех, кроме Гоемагога. В единоборство с ним вступил ближайший соратник Брута маг Кориней. В ходе битвы маг столкнул гиганта с крутой скалы в бурное море и тот расшибся на тысячу кусков…»
Это место, названное в память этого исторического падения, и поныне именуется Прыжком Гоемагога. Несмотря на величайшее историческое значение этой битвы, это не только радостное, но и трагическое событие. Война Брута унесла жизни более 3 000 магов и маглов. Память об этом по сей день бережно хранится в умах и сердцах британцев. В 1707 г. в Лондонской Исторической Гильдии был установлен величественный памятник – комплекс скульптур, олицетворяющих героические события решающей битвы при Гластонберри.
После того как война была окончена, коренные маги признали над собой владычество Брута. Был создан племенной союз, объединивший разрозненные патриархальные племена в государство. Отвоеванная земля получила название в честь своего освободителя – Брутания или Британия. Центром новых земель должен был стать новый и первый в Северной Европе город.
В пойме Темзы Брут обнаружил пригодное для воплощения своего замысла место. Началось грандиозное строительство, в котором принимали участие как маги, так и маглы. Город был почти полностью отстроен до 793 года до н.э. и получил название Новая Троя. Это имя вновь основанный город носил впоследствии долгие годы, пока, наконец, по причине его искажения не стал Триновантом. Момент основания бриттского государства и основания его столицы стал переходным от первобытно-общинного строя к новой, более развитой и глубокой городской культуре. Племена бриттов стали основным населением Британии в 8 в. до н. э. — 5 в. н. э. и составили один из элементов английской народности.
Создание государства бриттов стало не только мощным военным, экономическим и политическим шагом вперед, но и значительным культурным завоеванием. Все последующие короли бриттов отныне считали себя наследниками Великой Римской культуры, сохранившими древние магические знания и продолжающими их укоренение на новых территориях.
* * *
Таким образом, подобно тому, как древнейшее сообщество лю-дей, по сути, состояло из двух групп (магов и маглов), культура Британии была составлена из двух элементов (кельты и римляне). Считается, что у кельтов и римлян были общие источники культурного влияния (этруски и греки), но затем их пути развития разошлись: римляне развивали свою социально-военную организацию (подобно тому как маглы развивали технику), а кельты совершенствовали область религиозно-магических представлений (подобно древним магам). Это обеспечило всестороннее и гармоничное развитие британского общества.
Таким образом, подобно тому, как древнейшее сообщество лю-дей, по сути, состояло из двух групп (магов и маглов), культура Британии была составлена из двух элементов (кельты и римляне). Считается, что у кельтов и римлян были общие источники культурного влияния (этруски и греки), но затем их пути развития разошлись: римляне развивали свою социально-военную организацию (подобно тому как маглы развивали технику), а кельты совершенствовали область религиозно-магических представлений (подобно древним магам). Это обеспечило всестороннее и гармоничное развитие британского общества.